No graphic -- scroll down
 Митрополит Серафим   О современном мученичестве

О СОВРЕМЕННОМ МУЧЕНИЧЕСТВЕ

Митрополит СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)

Родился Леонид Михайлович Чичагов в 1853 годy, окончил Пажеский корпус, участвовал в русско- турецкой войне 1877—1878 гг , награжден русскими и иностранными орденами, автор военных, медицинских и иных книг, в 34 года — полковник.

С конца 70-х годов он — духовный сын о. Иоанна Кронштадтского. В 1891 году выходит в отставку, а в 1893-м становится священником. Вскоре он впервые едет в Дивеево, где вдруг слышит от блаженной Паши, хорошо знавшей Серафима Саровского: “Вот хорошо, что ты пришел: я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления”. На недоуменные вопросы Чичагова и уверения, что он никак не может что-либо “доложить” государю, она отвечала: “Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный”.

Так Серафим Саровский неожиданно вошел в жизнь Л. М. Чичагова. Он решает написать о нем книгу. Вновь едет в Дивеево, работает в архивах, записывает рассказы Паши и других людей, и в 1896 году выходит первое издание “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, поднесенное государю и несомненно повлиявшее на решение о пpocлaвлeнии старца Серафима.

“Когда… я просматривал корректуру, это было поздним вечером, внезапно увидел налево от себя преподобного Серафима сидящим в кресле. Я как-то инстинктивно к нему потянулся, припав к груди, и душу мою наполнило неизъяснимое блаженство. Когда я поднял голову, никого не было. Был ли это кратковременный сон или действтельно мне явился Преподобный, не берусь судить, но я понял, что Преподобный благодарил меня за исполнение его повеления”,— вспоминал позже Чичагов. Им был написан также акафист Серафиму Саровскому и краткое житие его.

В 1895 году о. Леонид овдовел и вскоре принял монашество с именем Серафим. С 1899 года он — архимандрит, настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В 1903 году много занимается подготовкой к прославлению Серафима Саровского. В 1905 юду становится епископом, а после Собора 1918 года — митрополитом. С 1928 по 1933 год — митрополит Ленинградский. Все силы он отдает укреплению Православия, возрождению приходов, устроению жизни Церкви.

Проповедовал он почти за каждым богослужением, призывая паству к укреплению веры, патриотизма, святости семейного очага: “Относительно верующих стало гораздо более, чем согласующих свою жизнь с учением Христа. Но это ложь, относительной веры не бывает, и мы только по малодушию не решаемся изобличить многих в неверии! Надо выбрать одно из двух: или верить во Христа, принять от Него истину, отдать ей все силы умственные, нравственные и материальные, согласовать жизнь с верою, или отказаться от разумного существования и бесцельно прозябать; так и делают многие в городах, обрекая себя на уныние, отчаяние и искание безнравственных развлечений. Полного счастья нет на земле. Есть только небесная радость, и именно в вере и в разумной жизни по вере”; “Русская школа должна вселять в юношей могучий русский дух... любовь к великой и святой Руси, стремление к сохранению русского сокровища — Православия, страстную любовь к истории своего народа и непоколебимый патриотизм”; “Или должна быть освящена и укреплена у нас семейная жизнь, или неизбежна гибель в будущем не только государства, Церкви, но и народа!”; “Дух Святой пресуществляет на престоле Дары, но Он сходит и на каждого из вас, обновляет ваши души, умственные силы, всякая молитва, если она приносится от всего сердца, будет исполнена”; “Пока совершается Божественная, спасительная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении… литургии. Будет она, будет и Церковь, и Россия”.

Занимался владыка Серафим и иконописью, много внимания уделял церковному пению. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденном переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.

В последние годы он жил на покое под Москвой на станции Удельная. Во время болезни был арестован, увезен в Москву и расстрелян в Таганской тюрьме 11 декабря 1937 года.


 

(Текст проповеди печатается по “Журналу Московской Патриархии" 1990, № 10)

Господь наш Иисус Христос сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11—12).

Некоторые могут подумать, что наставление Господа — не страшиться ненависти мира — не относится к ним и дано совсем не для наших времен и обстоятельств. Мы не живем ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы, христиане, живем между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжение времен сам переродился в мир христианский.

Выслушаем же, возлюбленные, неподражаемое слово по этому поводу великого святителя митрополита Московского Филарета. Так, говорит он, мир действительно побежден, однако не уничтожен; он еще жив и по-прежнему ненавидит тех, которые — Христовы или стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства оказался в пределах самого христианства; прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство, старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением и всяким оружием неправды.

Тем, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это можно испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа; чем глубже они будут излагать это бесконечно глубокое учение, тем менее будут разумные разуметь его и тем скорее вследствие уверенности в превосходстве своего ума они презрят их как опасных учителей. Пусть кто-либо из состоятельных отважится с полною христианскою решимостью отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решится жить исключительно Церковью, — какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел остроумия или, справедливее, острого безумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по-христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.

Но, может быть, ненависть мира не есть еще мученичество? В таком случае определим: что значит поносить за веру и верность Христу? Это значит: бранить, насмехаться, издеваться, как поносили Самого Христа, называя Его самарянином и беснующимся, и как смеялись над Ним, когда Он висел на Кресте для спасения людей. Что значит быть изгнанным за правду? Это значит: быть лишенным общения с людьми, преследованным, угнетенным. Под правдою надо разуметь всякую добродетель, а гонителями ее бывают люди, преданные греху и нечестию. Так как ревнители благочестия и добродетели служат им обличением, то они делаются нетерпимыми. Святой апостол Иоанн пишет, что всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин, 3, 20). Это ли не мученичество — подвергаться брани, насмешкам, издевательствам, быть лишенным общения с людьми, испытывать преследования, угнетения, лишаться средств к существованию, повергаться в нужды, беды, болезни? Это ли не медленная смерть, не терзание, которыми обусловливается мученичество? О существовании мученичества можно судить и по страху, который имеют некоторые люди к ненависти мира. Они угождают миру из малодушия и чтобы не подвергнуться этой ненависти. Люди, которые кажутся основательными и благоразумными, позволяют себе совершать дела легкомысленные и житейские; желающие быть честными допускают себя впадать в дела бесчестия. Подчиненные, боясь потерять расположение начальников, подражают их дурным поступкам.

Чтобы понять, почему это так делается доныне, почему мученичество современно нам, надо вникнуть в вопрос: кто мучители? Действительно, кто может среди самого христианства воздвигать вражды, раздоры, смятения, ненависти, гонения? Тот, кто наполнил первые века христианскими мучениками. Тот, который не давал покойного дня в жизни столпам Православной Церкви: терзал Василия Великого, Григория Богослова, кто несколько раз изгонял Афанасия, заточил Златоуста. Кто же производил и производит такие ужасы, как не мир, некогда побежденный верою нашею, но потом — о горе и бесславие христианству! — нередко побеждающий в нас веру нашу не по ее немощи, но по нашему расслаблению и малодушию...

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы,— говорит святой апостол (2 Тим. 3, 12). Следовательно, гонимы будут все истинные христиане до скончания века, будут страдать от скорбей, печали, искушений, клеветы и бедствий. Мы не должны смущаться таким порядком вещей. Человеку, который борется со злом, говорит святой Иоанн Златоуст, невозможно не испытывать скорбей. Борцу нельзя предаваться неге, воину невозможно пиршествовать в сражении. Поэтому пусть никто из находящихся в борьбе не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а .теперь — время усилий и трудов. Праведники терпят бедствия для их испытания, а грешники — в наказание за свои грехи. Тот, кто знает Священное Писание, как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому Промыслу Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писаниях.

Вражда, гонения, мученичество — дело. не новое, а потому Христос и учит взирать на это равнодушно, без страха и смятения, и говорит нам: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18).

Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа! (Пс. 30, 25). Аминь.



 
 Митрополит Серафим   О современном мученичестве


[Становление]   [Государствоустроение]   [Либеральная Смута]
[Правосознание]   [Возрождение]   [Армия]   [Лица]
[Новости]