No graphic -- scroll down
 И.А. Ильин    Национальный вождь и партийные главари

В русской эмиграции не угасает естественная и политически верная потребность объединения. Но этой потребности не соответствует наличность элементарных навыков и политических умений. С одной стороны, левое крыло отводит правое и само отводится этим последним. С другой стороны, продолжается партийное дробление, доктринерское по форме: «не совсем то, значит, совсем не то»; — честолюбивое по мотивам «я веду, а не ты и не он». Единение не удается потому, что люди живут духом части, а не духом целого и личное или партийное фигурирование ставят выше Национального Дела.

Этот же дух проявляется и в обилии политических «главарей». Необходимо отличать национального вождя от партийных главарей. Вождь один, а партийных главарей — число неограниченное.

Вождь закаляется в деловом служении, волевом, мужественном, национально-верном. Он одержим духом Целого а не частным, не личным, не партийным. Он сам стоит и сам идет, потому что он политически дальнозорок и знает что надо делать. Поэтому он не приглашает себе идеологов выдумывать программу». Оставшись совсем один, он начинает большое дело, не создавая себе партию, а действуя лично во имя сверхличного. Его дело есть его зов; на зов его дела вокруг него смыкаются лучшие люди. И все они твердо знают, что русское дело может делаться только русскими и не должно делаться по иностранной указке, ибо иностранная указка всегда ограничит, исказит или даже погубит национальный интерес. Вождь служит; а не делает карьеру; борется, а не фигурирует; бьет врага, а не пустословит; ведет, а не нанимается к иностранцам. И всегда предпочитает личный неуспех — успеху от темных и предательских путей таков был Корнилов. Таков был Врангель.

Иное дело партийные главари.

Их движет не тревога за Россию, а беспокойство за себя. Сидит он, сидит в эмиграции; время идет; «лучшие года» его уходят, и досадно, и обидно. И начинает у него голодать и пухнуть честолюбие. И вот, как выразился один остроумный наблюдатель, человека начинает «дучить» (от слова «дуче», что по-итальянски значит «вождь»). Его «дучит» и «вздучивает». Вот он заводит себе адъютанта или даже двух, начинает говорить повелительно, «указывать», диктовать. У него есть воля, но не к борьбе, а к фигурированию; у него есть и мужество: для целого ряда сомнительных компромиссов. .Что ему делать, чтобы самому преуспеть, он чует; а для дела он приглашает«идеологов», кои и выдумывают ему программу. Он начинает дело своего «возглавления»: сам поездит, приятелей разошлет, все с предложением «подминайтесь под меня», ибо остальные ничего не стоят. Но для этого нужны деньги. Как их достать? Начинаются обещания: обещания бывают конфессиональные, янкменские [1], демократические, федеративные, социалистические, просемитические, и наоборот — тоталитарные, антисемитические, национал-социалистические, сепаратистические, евразийские, «туранские» [2], украино-аннексионные, контр-разведочные, полоно-фильские и всякие другие еще «фильские».

Издается газетка, журнальчик; скудные, пустые, с более или менее явным уклоном в сторону «покровителей». Иногда поднимается вокруг такого дела шум. А так как к качественно-пустому месту и к политически-мертвому делу люди не примыкают и добровольно «подминающихся» оказывается мало, то начинается раздражение, интриги, угрозы, доходящие до слов «виселица» и «правая стенка». Но время идет. Покровители охладевают или сами исчезают с арены. Постепенно шум сокращается, внутренняя пустота и партийность дела всех отвращает, главаря опять «раздучивает», и остается только ворох политического сора для будущего историка эмиграции.

Сколько мы видели таких за тридцать лет! И если будут появляться еще такие «главари», то и их постигнет та же судьба. Ибо во всех человеческих делах есть высшие мерило: совести, служения и качества.

(видимо, июль 1948 г.)


[1] «Янкменские» — вероятнее всего, «имковские»: от англ. УМСА- Христианской ассоциации молодых людей, которая слыла масонской. Но, может быть, просто «молодежные».

[2] Термины «туранский», «туранцы» активно употреблялись евразийцами — представителями идейно-политического движения эмигрантов в 20 — первой половине 30-х гг. Евразийцы рассматривали Россию как особое, уникальное этно-культурное и географическое образование — Евразию, границы которой в основном совпадают с границами Российской империи начала ХХ в. По их мнению, в России — Евразии сложился особый этнический тип, сближающийся на периферии как с европейским, так и с азиатским, и в частности туранским, типами, но не совпадающий с ними. В отличие от собственно азиатов (Китай, Индия), под туранцами подразумевался этнос, близкий к иранскому типу. Видимо, Ильин вкладывает в понятие «туранские» тот же самый смысл.

Следующая глава  



 И.А. Ильин    Национальный вождь и партийные главари


[Становление]   [Государствоустроение]   [Либеральная Смута]
[Правосознание]   [Возрождение]   [Армия]   [Лица]
[Новости]