No graphic -- scroll down
 Борис Башилов    Статьи

Орден фанатиков и изуверов

I

Утверждения Н. Бердяева, что русская интеллигенция представляет собою особый орден, разделяют и наши другие видные представители русской интеллигенции.

Особым духовным орденом, а отнюдь не русским образованным классом считал русскую интеллигенцию и И. И. Бунаков-Фундаминский. Однажды, он сделал в Париже даже специальный доклад "Русская интеллигенция как духовный орден". Основную идею этого доклада можно понять из следующего возражения, которое сделал В. Злобин И. Бунакову:

"И. И. Бунаков, в своей речи о русской интеллигенции как о духовном ордене, исходит из положения, что русская интеллигенция и русский народ как бы два разных духовно друг с другом не сообщающихся мира. И хотя оратор прямо своего отношения к этой разобщенности не высказывает, однако ясно, что ничего рокового он в ней не видел и не видит. Напротив, она ему кажется естественной и необходимой, она обусловливает существование ордена. Он мог существовать только соблюдая известную внутреннюю дистанцию между собой и народом".

Мережковский тоже считал, что русская интеллигенция - это особый духовный орден, но он не считал орден таким замечательным, как И. И. Бунаков.

Отвечая И. И. Бунакову, Мережковский говорил:

"...Действительно ли русская интеллигенция есть такой величественный духовный орден".

Д. Мережковский считал, что русская интеллигенция чужда русскому национальному духу.

"И нет ли, — спрашивал он, - между русской интеллигенцией и русским духом несоизмеримости".

Другой виднейший представитель русской интеллигенции проф. Г. Федотов в статье "Трагедия интеллигенции" писал:

"Сознание интеллигенции ощущает себя почти как некий орден, хотя и не знающий высших форм, но имеющий свой неписаный кодекс чести, нравственности, свое призвание, свои обеты. Нечто вроде средневекового рыцарства, тоже не сводимого к классовой, феодально-военной группе, хотя и связанное с ней, как интеллигенция. Связана с классом работников умственного труда".

Искусственность, нереальность интеллигенции понимал хорошо уже Белинский:

"Мы люди без отечества - нет, хуже, чем без отечества: мы люди, которых отечество - призрак, и диво ли, что сами мы призраки, что наша дружба, наша любовь, наши стремления, наша деятельность - призрак".

Термин "интеллигенция" изобретен и пущен в ход в 1876 году Боборыкиным. Интеллигент, по мнению Боборыкина, - это будто бы "передовой" и "прогрессивный" человек, проявляющий преданность революционно-якобинским идеям и подданный революции.

Это был орден фанатиков и утопистов.

"Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем," -утверждал Бердяев, - "она жила в будущем, а иногда и в прошедшем".

Возражая И. Бунакову, Мережковский, сам яркий представитель ордена русской интеллигенции, говорил:

"...Вспомните, когда началась интеллигенция. Типичный интеллигент - Белинский - встретился с Гоголем. Как Белинский отнесся к великой религиозной трагедии русского духа? Ему просто показалось, что Гоголь крепостник. Он даже не понял, о чем у Гоголя идет речь. Я считаю Белинского крупным и значительным человеком, но с большим легкомыслием к трагедии Гоголя нельзя было отнестись.

Или Писарев и Пушкин. Пушкин был понят, принят вопреки интеллигенции (подчеркнуто мною. - Б. Б.). То же самое было с Достоевским, да и с Толстым. Толстой, Достоевский, В. Соловьев - это все представители русского духа, русской культуры. И с ними у интеллигенции была сильная непрерывная борьба. Не было жестче цензуры интеллигентской. Я знал лично Михайловского и я знал его цензуру. А ведь он, при этом, еще все время говорил о свободе" (В статье "Пушкин и Белинский" Писарев писал: "Пушкин пользуется своей художественной виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своею умственного бессилия". И в той же статье заявлял: "...Для тех людей, в которых произведения Пушкина не возбуждают истерической зевоты, — эти произведения оказываются вернейшим средством притупить здоровый ум и усыпить человеческое чувство".)

Что делает русская интеллигенция с момента своего появления, что она считает своим призванием?

На этот вопрос Н.Бердяев дает следующий категорический ответ:

"Весь XIX век интеллигенция борется с империей, - исповедует безгосударственный, безвластный идеал, создает крайние формы анархической идеологии. Даже революционно-социалистическое, направление которое не было анархическим, не представляло себе, после торжества революции, взятия власти в свои руки и организации нового государства".

Это ли не крайнее выражение утопичности миросозерцания русской интеллигенции?

"У Белинского, - отмечает Бердяев, - когда он обратился к социальности, мы уже видим сужение сознания и вытеснение многих ценностей".

II

И сознание у русской интеллигенции сужалось с каждым годом вплоть до появления большевизма, в котором оно сузилось до возможного предела.

В прениях во время обсуждения доклада Бунакова видный представитель "прогрессивной" интеллигенции проф. Степун сделал признание, что:

"Бомба, брошенная интеллигенцией в Александра Второго, уводит славянофилов из рядов интеллигенции, превращает их, с одной стороны, в чиновников и управителей, с другой, в мыслителей и художников (Достоевский, Леонтьев и даже Соловьев, в последнем счете не интеллигенты).

После убийства интеллигентами-народовольцами Александра II и образуется интеллигенция в точном, узком смысле этого слова: радикальная, социалистическая, но духовно реакционная (подчеркнуто мною. - Б. Б.), расстреливающая из своих толстых журналов все наиболее значительные ценности русской духовной культуры. Тут большой грех, в котором надо признаться и надо покаяться". Но каются господа интеллигенты что-то плохо!



 Борис Башилов    Статьи


[В начало]   [Становление]   [Государствоустроение]
[Либеральная Смута]   [Правосознание]   [Возрождение]
[Лица]   [Армия]   [Новости]